Язык программирования C++ для профессионалов

       

Вывод встроенных типов


Для управления выводом встроенных типов определяется класс ostream с операцией << (вывести):

class ostream : public virtual ios { // ... public: ostream& operator<<(const char*); //строки ostream& operator<<(char); ostream& operator<<(short i) { return *this << int(i); } ostream& operator<<(int); ostream& operator<<(long); ostream& operator<<(double); ostream& operator<<(const void*); // указатели // ... };

Естественно, в классе ostream должен быть набор функций operator<<() для работы с беззнаковыми типами.

Функция operator<< возвращает ссылку на класс ostream, из которого она вызывалась, чтобы к ней можно было применить еще раз operator<<. Так, если х типа int, то

cerr << "x = " << x;

понимается как

(cerr.operator<<("x = ")).operator<<(x);

В частности, это означает, что если несколько объектов выводятся с помощью одного оператора вывода, то они будут выдаваться в естественном порядке: слева - направо.

Функция ostream::operator<<(int) выводит целые значения, а функция ostream::operator<<(char) - символьные. Поэтому функция

void val(char c) { cout << "int('"<< c <<"') = " << int(c) << '\n'; }

печатает целые значения символов и с помощью программы

main() { val('A'); val('Z'); }

будет напечатано

int('A') = 65 int('Z') = 90

Здесь предполагается кодировка символов ASCII, на вашей машине может быть иной результат. Обратите внимание, что символьная константа имеет тип char, поэтому cout<<'Z' напечатает букву Z, а вовсе не целое 90.

Функция ostream::operator<<(const void*) напечатает значение указателя в такой записи, которая более подходит для используемой системы адресации.

Программа

main() { int i = 0; int* p = new int(1); cout << "local " << &i << ", free store " << p << '\n'; }

выдаст на машине, используемой автором,

local 0x7fffead0, free store 0x500c

Для других систем адресации могут быть иные соглашения об изображении значений указателей.

Обсуждение базового класса ios отложим до 10.4.1.



Содержание раздела